Возможно, об этом знают все. Что, где и когда. Но только вы видели, как это происходило на самом деле. Только вам повезло оказаться «за кулисами» этого события и теперь вы можете поделиться этим со всеми.
Жертвы Куршевеля
Александр Голиков
Первый директор Норильского кадетского корпуса
Апрель 1998 года. На выборах Губернатора Красноярского края побеждает Александр Лебедь, и… начинается история Красноярского кадетства. Уже в мае делегация Норильской горной компании под руководством Олега Бударгина прибыла в Красноярск, чтобы определить объемы возможной финансовой помощи для создания в краевом центре кадетского корпуса.
Для начала было выделено пять миллионов рублей на реконструкцию пищеблока. В Ачинск создаваемому там кадетскому корпусу было направлено оборудование для умывальных комнат. Когда помещения были приведены в порядок, мы получили поручение сформировать норильскую часть Красноярского и Ачинского кадетских корпусов.
13 и 27 сентября туда были доставлены по 100 кадет-норильчан, а вскоре было получено задание от генерального директора «Норникеля» в течение трех лет создать Норильский кадетский корпус численностью в 600 воспитанников.
В феврале 1999 года мы с подполковником Левченко Анатолием Кузьмичем побывали в Теси в «Солнечном – 2» с целью изучения возможности размещения там кадетского учебного заведения. 7 мая А.И.Лебедем было подписано Постановление «О создании Норильского кадетского корпуса», а через четыре дня я был назначен его директором. По конкурсу был сформирован коллектив офицеров и преподавателей. В конце мая на базе норильской школы № 21 прошли вступительные экзамены, и первые 200 мальчишек стали воспитанниками нового кадетского корпуса.
Пройдя десятидневный курс «молодого бойца» первая рота Норильского корпуса была готова к первому Губернаторскому смотру и заслужила почетное право открывать кадетский парад. Большую помощь в изготовлении в кратчайшие сроки первого комплекта форменной одежды нам оказали директор АСК «Тесь» Н.П.Жданов и Минусинская швейная фабрика, которая тогда еще работала.
После смотра парадный расчет кадет вылетел в Норильск для участия в церемонии презентации корпуса, которая состоялась во Дворце культуры Норильского комбината. Там прошел замечательный концерт, подготовленный самими кадетами.
Как сейчас помню, сижу в середине третьего ряда слева от Александра Хлопонина. Справа от него Джонсон Хагажеев. Александр Геннадьевич говорит, обращаясь ко мне: «Ответственную ношу вы на себя взвалили». Отвечаю: «Но ведь это ваше поручение, я не могу его не выполнить». Особенно часто этот разговор вспоминался мне позже, когда новым руководством «Норникеля» по кадетскому корпусу наносились удар за ударом. Но это в будущем, а пока начались напряженные будни.
Буквально в течение года, силами АСК «Тесь» было завершено строительство спортивного и культурно–массового комплексов, построено новое учебное здание. Красноярская фирма «Покров» под руководством Елены Кокоулиной разработала символику Норильского кадетского корпуса. Корпусное знамя, изготовленное на золотошвейном предприятии Торжка, с изображением лика Святителя Николая после освящения, стало нашей святыней – ведь фактически это икона, исполненная по всем православным канонам, только на материи.
Но самым выдающимся событием в духовной жизни Норильского корпуса стало благословение его Патриархом Алексием II. Корпус получил из его рук икону Святителя Николая, к которой прикреплен золоченый вензель с надписью «Благословение патриарха Московского и Всея Руси Алексия II».
27 мая 2001 года, по договоренности между мэром Норильска Олегом Бударгиным и губернатором Санкт–Петербурга Александром Яковлевым, наш корпус принял участие в смотре кадетских корпусов, посвященном дню рождения Города на Неве. Участие норильских кадет в параде кадетских корпусов, суворовских и нахимовских училищ на Сенатской площади (тогда она еще называлась площадью Декабристов) произвело неизгладимое впечатление на воспитанников.
Летом того же года ансамбль бального танца нашего корпуса стал лауреатом Ялтинского Международного фестиваля «Дети Детям» обойдя Останкинский детский балет. И, конечно, самым ярким событием стало присуждение студии бального танца в марте 2002 года диплома первой степени на Московском международном форуме «Одаренные дети» «за раскрытие военно–патриотической темы в яркой художественной форме». Перечислять победы кадет на форумах регионального масштаба не стану, их также предостаточно.
Корпус был полностью компьютеризирован. Круглосуточный Интернет появился у нас еще в конце 1999 года, задолго до того, как стартовала соответствующая федеральная программа. Это позволило кадетам принять участие и стать лауреатами эвристических олимпиад по различным направлениям, которые проводились Российской Академией наук.
Была создана и функционировала собственная телерадиокомпания и внутренняя кабельная телевизионная сеть. Выходили кадетские новости, было создано пять видеофильмов. Их и сейчас пересматриваешь как учебное пособие. Выходила ежемесячная газета «КадетЪ».
Начала развиваться коммерческая составляющая. Норильский кадетский корпус стал учредителем ООО «Норкад» - швейного предприятия, которое было создано на базе обанкротившегося ателье мод городского Дома быта. Мы, фактически, сами для себя стали производить форменную одежду и обшивать всё красноярское казачество и кадетские корпуса.
Конечно, большое значение имело бесперебойное финансовое обеспечение корпуса, что называется, - по потребности. Руководством Горной компании постоянно задавался вопрос, что нужно, для того, чтобы Норильский кадетский корпус был лучшим в стране. Вот мы и работали на результат. Сегодня, по моему мнению, все это не просто разрушено, а варварски разгромлено!
Гром грянул весной 2002 года, когда меня вызвали в Москву, в центральный офис «Норильского никеля» к заместителю генерального директора по социальной политике Ольге Юрьевне Голодец. Так вот, мне было заявлено, что кадеты «Норникелю» не нужны. Это непрофильные активы! Будем от них избавляться. До первого сентября 2002 года, необходимо «раздать» всех детей по другим кадетским корпусам края, а Норильский корпус ликвидировать.
После длительной дискуссии, где я пытался ее убедить в порочности предлагаемой схемы, в том, что учредитель имеет право упразднять созданные им учебные заведения только в соответствии с установленной законом процедурой, договорились, что ассигнования сокращаются до минимума, и мы вместе работаем над переводом корпуса на бюджетное финансирование. Однако, по приезду в Тесь получаю предписание о сокращении 136 мест кадет, не имеющих норильской прописки. К этому времени всего у нас было 545 воспитанников. Пришлось собирать родителей, пытаться объяснять ситуацию, упрашивать подать документы в школы, обещать, что буду делать все от меня зависящее, чтобы к новому году вернуть их.
Тем временем, в корпус из Норильска одна за другой зачастили проверки. Проверяющие, возвращаясь с положительными для нас результатами, получали нагоняи: «Как нет нарушений?! Найти! Вы где деньги получаете?!». Особенно старался Игорь Зарубин, начальник управления по социальным вопросам ЗФ «Норникеля», ревностный исполнитель воли О.Ю. Голодец.
«Если не уйдешь в сторону, материал передадим в прокуратуру!», - говорили мне. Позже и из прокуратуры в адрес администрации края пришел ответ, что по итогам проверки нарушений не выявлено. Ознакомившись с материалами, прислал письмо в адрес прокуратуры и Михаил Прохоров, что мол «претензий не имею». Вместе с тем, тогдашней сметой не предусматривалось финансирование ни одного предмета кадетского компонента. Количество ставок воспитателей не соответствовало нормативному показателю. Отсутствовали в штатном расписании психолог, социальный педагог и преподаватель допризывной подготовки, что могло привести к невыполнению государственного образовательного стандарта.
В итоге я обратился с письмом к начальнику управления кадетских учебных заведений: «С целью спасения кадетского корпуса, даже ценой собственного положения, вижу выход в приостановлении действия лицензии на право ведения образовательной деятельности ГОУ КШИ «Норильский кадетский корпус».
Была проведена комиссионная проверка, на основании которой был издан приказ о приостановке действия лицензии. Что тут началось! «Мы даем вам деньги, вы должны нас слушаться!». А безопасность, жизнь и здоровье детей, качество образования мало волновало этих людей. По моему мнению, все они тогда мыслями давно были в Куршевеле.
И все же положительным итогом нашей шестилетней борьбы стало то, что «ликвидация» трансформировалась в «реорганизацию». Число кадетских учебных заведений даже возросло. Как известно, появись два новых – «Минусинский» и «Норильский» в Железногорске. Однако огорчает подход, с которым была осуществлена эта самая реорганизация. Кадет из «Солнечного» в Теси просто выпнули в никуда. И только благодаря усилиям мэров Минусинска и Железногорска ребят приютили до обустройства постоянных мест дислокации. Но фактически в Железногорск «передислоцировалось» только название «Норильский» и 36 воспитанников. Даже Святой Покровитель присвоен другой. Ну и какой же это «Норильский кадетский корпус»?
Дальше – вообще анекдот. По мнению чиновников Минобрнауки края, правопреемником «реорганизованного Норильского кадетского корпуса является «Норильский кадетский корпус», расположенный в Железногорске». А «реальным хранителем традиций» Норильского кадетского корпуса является Минусинский кадетский корпус. Вы что-нибудь понимаете? Один «преемник», но не «хранитель», другой – наоборот.
После всех «реорганизаций», по моему мнению, статус кадетских корпусов в Красноярском крае низведен до уровня обычных «наробразовских» школ - интернатов или социальных приютов, только в кадетской форме. Упразднена целая система, ушли в прошлое Губернаторские кадетские смотры.
С 2002 года не исполняется Гимн Норильских кадет, где есть замечательные слова: «Ведь мы кадеты, мы России Лебединой верностью верны!». Это что: сознательное выхолащивание памяти о Великом сыне России, боевом генерале, инициаторе возрождения кадетского движения в нашей стране Александре Ивановиче Лебеде? Конечно, все осложняется полным отсутствием четкой политики в области кадетского образования на федеральном уровне.
Правда, борется за право возрождения федеральной системы кадетского образования Открытый Союз кадет России во главе с его председателем генералом Владимировым. Будем, надеяться, что эта борьба, в конце концов, увенчается успехом. Что в нашей стране возродиться полноценная Федеральная система кадетского образования по образу и подобию Императорских кадетских корпусов, главной задачей которых является «предоставление государственного начального профессионального (профильного) образования военной и гражданской государственной службы, получаемое гражданами России на основе широкого гуманитарного общего среднего образования совместно с началами профессионального образования государственной гражданской и военной службы, в ходе обучения и воспитания в учреждениях кадетского образования с детства».